В этот день, 7 июля 1860 года родился Густав Малер -
композитор и дирижер.
При жизни Густав Малер прославился как лучший среди оперных и симфонических дирижеров Австрии. И лишь узкий круг поклонников догадывался, что перед ними гениальный композитор. О том, что Малер — крупнейший симфонист ХХ века, земляки узнали спустя полвека после его смерти.
Творчество композитора оказалось мостом, связавшим романтизм XIX века и модернизм ХХ. Музыкальные произведения Малера стали источником вдохновения и образцом для подражания композиторов Новой венской школы Бенджамина Бриттена и Дмитрия Шостаковича, а его песни и симфонии уже несколько десятилетий прочно удерживают первенство в концертных репертуарах современников.
Будущий композитор и дирижер родился в австро-венгерской, а ныне чешской Богемии летом 1860 года. Густав — второй ребенок евреев по национальности Марии Германн и Бернхарда Малера. Всего в семье родились 14 детей, но 8 умерли от болезней и бедности маленькими. Сложно представить семью, менее располагавшую к развитию в ребенке творческого начала. Отец, как и дед Густава по отцовской линии, — трактирщик. Мама — дочь мелкого фабриканта.
Шанс развить врожденный талант и связать биографию с музыкальным искусством появился у мальчика в 4 года, когда семья перебралась из провинциальной глуши в старинный город Йиглава на востоке Чехии, населенный преимущественно немцами. Здесь Густав впервые услышал духовой оркестр и посетил оперу. Юный Малер тут же повторил некоторые мелодии на губной гармонике, дав понять родителям, что в нем есть искра таланта.
В 6 лет Густава усадили за фортепиано, наняв учителя музыки. В 10 мальчик написал первые сочинения и появился на сцене: талантливого музыканта пригласили участвовать в городском концерте. Первое упоминание о Малере как композиторе датируется 1874 годом. Пораженный смертью 13-летнего брата, Густав сочинил оперу, но рукопись не сохранилась. В гимназии подросток сосредоточил силы на музыке и литературе: больше Малера ничего не интересовало.
Отец, мечтавший вырастить помощника в семейном бизнесе, попытался переключить внимание сына и заинтересовать науками, переведя в престижную пражскую гимназию, но усилия провалились. Малер-старший капитулировал и отвез отпрыска в Вену, передав на попечение именитого пианиста и педагога Юлиуса Эпштейна. Профессор отметил талант провинциального юноши и рекомендовал поступить в Венскую консерваторию. Густав учился под началом Эпштейна по классу фортепиано.
В том же 1875-м Густав Малер ощутил, что попал в музыкальную столицу Европы. На полтора месяца в Вене остановился Рихард Вагнер, всколыхнув культурную элиту столицы. Ни одной оперы, постановками которых он руководил, восхищенный студент консерватории не пропустил. В Вене витал дух Бетховена и Шуберта, творил композитор и пианист Иоганнес Брамс, оказавший влияние на раннее творчество Малера.
На сцене оперного блистали Аделина Патти и Паолина Лука, на концертах дирижировал Ханс Рихтер, а композитор и органист Антон Брукнер давал лекции, которые Густав Малер с удовольствием посещал. Спустя 4 года молодой композитор сочинил кантату «Жалобная песнь», в которой чувствовалось влияние двух мэтров — Вагнера и Брукнера.
Кроме обучения в консерватории, Густав проявил интерес к философии. Два года посещал лекции по предмету в Венском университете. Чтобы сводить концы с концами, музыкант давал уроки фортепианной игры. Уже тогда Малеру пророчили блестящее будущее как пианисту. Композиторские опыты консерваторские преподаватели принимали скептически.
Вена стала для музыканта второй родиной, повлияв на вкусы, определив дальнейший путь, дав блестящее образование. В 1881-м Густав Малер представил на ежегодном Бетховенском конкурсе свое творение «Жалобная песнь». Дебют оказался провальным: жюри вручило пальму первенства и премию Роберту Фуксу.
Поражение не только больно ударило по самолюбию Малера, но и, по его словам, повлияло на дальнейший выбор. Густав бросил на стадии полуготовности оперу-сказку «Рюбецаль» и встал за дирижерский пульт в Лайбахе (сегодня Любляна). Затем он получил ангажемент в Ольмюц, где пришлось отстаивать вагнеровские принципы руководства оркестром. Карьера продолжилась в венском Карл-театре, где ему доверили работу хормейстера.
В 1883-м Густаву предложили должность второго дирижера Королевского театра в гессенском Касселе, где он задержался на 2 года. Безответно влюбившись в певицу Иоганну Рихтер, Малер написал цикл «Песни странствующего подмастерья», который публика услышала 13 лет спустя. Произведение называют самым романтичным в наследии композитора.
Из-за разногласий с театральным руководством Малер покинул Кассель в середине 1880-х, получив ангажемент в пражскую Немецкую оперу. Столица Чехии приняла дирижера тепло, а директор театра Анджело Нойман высоко оценил приобретение в лице Густава, прослыв открывателем талантов. В Праге Малер впервые почувствовал вкус славы и ощутил переход на высший уровень профессионализма.
Заключенный с Новым театром Лейпцига контракт на сезон 1886/1887 заставил Малера покинуть гостеприимную Прагу.
Признание пришло к Густаву Малеру вместе с премьерой оперы «Три Пинто», состоявшейся в январе 1988-го. Композитор по просьбе внука основоположника немецкой романтической оперы Карла Вебера дописал неоконченное произведение, да так удачно, что «Три Пинто» с триумфом прошла на крупных сценах Германии.
Весной 1888-го любовные неурядицы снова вдохновили композитора на создание потрясающего произведения — Первой симфонии. Сегодня это наиболее часто исполняемое и популярное сочинение Малера.
Весной 1891 года Малер откликнулся на приглашение из Гамбурга: его позвали на третью по значимости оперную сцену Германии, уступавшую лишь берлинской и мюнхенской, в качестве режиссера и капельмейстера. Покинуть Будапешт заставило не только заманчивое приглашение, но и новый интендант театра Зичи — националист, не желавший видеть во главе оперы немца.
В начале следующего года Густав Малер поставил на гамбургской сцене оперу Петра Чайковского «Евгений Онегин». Русский композитор и дирижер прибыл в Гамбург, чтобы встать за дирижерский пульт, но, увидев за работой Малера, отказался. Чайковский назвал немецкого коллегу гениальным.
В Гамбурге композитор издал сборник песен «Волшебный рог мальчика», взяв за основу одноименную книгу стихов поэтов гейдельбергского кружка. Тексты из сборника Малер использовал, когда сочинял три симфонии — Вторую, Третью и Четвертую.
В 1907-м именитый дирижер почувствовал недомогание, измотанные театральными интригами нервы и проблемы со здоровьем заставили мэтра покинуть любимое детище, которому посвятил 10 лет жизни. Руководство театра назначило Малеру пенсию с условием, что дирижер не будет работать ни в одной из австрийских опер. Но денежное пособие оказалось столь скромным, что Густаву пришлось трудиться и дальше.
Работу он нашел в нью-йоркской Метрополитен-опера. В этот период родились «Песнь о земле» и Девятая симфония. На творчестве композитора сказалось литературное влияние Ницше, Шопенгауэра и Достоевского. Последнего мэтр уважал безмерно. В зрелом возрасте восхищался Гёте.
В 1910-м здоровье мэтра пошатнулось: серия ангин отразилась на сердце осложнениями. Но Малер продолжал трудиться. В феврале 1911 года больной композитор встал за пульт, отыграв программу, состоящую из произведений итальянцев.Роковой для Густава стала инфекция, вызвавшая эндокардит. Он и стал причиной смерти. Мэтр скончался в венской клинике в мае. Могила Малера расположена рядом с местом погребения умершей дочери на Гринцингском кладбище.
О жизни гениального композитора и дирижера снят фильм (" Малер", 1974 г) . На роль главного героя режиссер Кен Рассел пригласил Роберта Пауэлла. Интересным фактом является родство Малера с Бейонсе, чем американская звезда безмерно гордится.